В СМИ встречаются три даты открытия пещеры: 1959, 1969, 1977 года. Это обуславливается следующим.
В 1946 году в районе села Крива, в результате геологоразведки, были обнаружено месторождение гипса, залегающее близко к поверхности. В 1954 году началась промышленная добыча гипса открытым способом. В 1959 году после очередного взрыва в стене карьера открылась полость, из которой хлынула вода. Тогда была задета лишь одна из верхних галерей, а не сама система. Подземные воды прогнозировались, в проекте организации работ была заложена насосная станция. Средний объем окачиваемой воды составляет 8000 куб.м. в сутки.
Исходя из этого факта, в литературе иногда указывается этот год (1959) как дата открытия пещеры.
«Карьер вскрыл весьма обильный горизонт подземных вод – крупный карстовый коллектор. Этапное углубление карьера приводило к усилению водопритока и увеличению объема откачиваемых вод. С конца 60-х годов, когда был нарезан последний, третий уступ и гипсовый слой был вскрыт на большую часть (18-20 м) своей мощности (24-26 м), карстовый лабиринт оказался обезвожен».
«В августе 1969 группа ученых отделения географии АН МССР (Верина, Бешлягэ, Игнатьев, Кравчук, Сухов) предприняли первую попытку проникнуть в пещеру. В карьере тогда были вскрыты 22-26 м отложений (валуны, глыбы, песок и т.д.) старых террас Прута, под которыми были залежи гипса толщиной в 20-25 м. На крутом обрыве были видны 2 входа в пещеру: один высотой 2 м и шириной чуть более метра, и второй высотой в 10 м и шириной 6 м. К сожалению очень сырая и липкая глина, много заболоченностей, не позволили исследователям пройти в пещере более 60 м.»
Это вторая дата. Однако речь здесь идет о небольших локальных системках, регулярно вскрываемых карьером. Обследования таких систем проводятся регулярно, причем до сих пор. В 1977 году после очередного взрыва в северном борту карьера открылся действительный вход в пещеру. Из официального дневника Черновицкого спелеоклуба «Троглодит»:
«5 – 6 марта 1977 г. п. Буковинка, Кривский карьер. Состав группы: Коржик В., Кабашнюк В., Дегтяренко Н., Лемешев А., Филипец А. Раскопки в пещере Буковинка. Разведка в Кривском карьере. Увидели вход в полость, (будущая «Золушка»).
Из воспоминаний Александра Филипца:
«Золушка» была открыта в ночь с 12 на 13 марта группой из 10 человек: рук. Филипец А., участники Коржик В., Гайсенюк В., Войтышен С., Луцив О., Дегтяренко Н., Филипец Г., Кабашнюк В., Лемешев А., Ястремский. Так как мы отмечали мой «наступающий» день рождения, то ребята решили подарить «все, что найдем» мне. И после жарких, но недолгих, споров пещера была названа мной «Золушка», а не «Антропогенная» как предлагал Виталий Коржик».
Эта дата и является датой открытия пещеры – в ночь с 12 на 13 марта 1977 года.
Сразу были начаты топосъемочные работы, которые продолжились до 1993 года, когда был отснят последний район «Буковина». Вся организация, координация и сведение локальных камералок в одну общую карту были проделаны клубом «Троглодит», причем решающая роль в этом принадлежала Виталий Павловичу Коржику.
Параллельно, в пещере работали ученые из отделения географии МН МССР.
По свидетельству Вериной В.Н.:
«В 1977 отделение географии возобновило исследования, организуя команду из 9 студентов Тираспольского Пединститута (Спыну, Ботнарь, Науменко, Цариградский, Шумулков, Дулоглу, Калестро, Болобородова, Обручкова). Команда разделилась на 2 группы и в течение 1 месяца (15 июля – 14 августа) работали много часов подряд в неизвестном мире. Отважные юноши нанесли на план первые 10 км лабиринтов, открыли гуры и подземные озера с прозрачной водой до самого дна, измерили их размеры, температуру, взяли пробы воды».
Отсюда тянется и шлейф параллельных спелеонимов – названий залов, галерей, озер, которых нет на карте пещеры, но встречаются в СМИ: «Стометровый зал», «Зал ожидания», «Собор», «Зал Собаки», «Зал Пингвина», «Кладбище Динозавров», «Зал Гиппопотама», «Проспект Кантемира», «Зал Журналистов», «Зал Молдова», «Зал Крива», «Озеро Зеленого Разочарования», «Озеро Студентов», «Озеро Комсомольцев», «Озеро Спорта», «Зеленое Озеро», «Синее Озеро», «Прозрачное Озеро», «Комсомольское Озеро», «Царское Озеро» «Озеро Даков», «Озеро Глоток Воды».

Однако, единственная научная публикация, где собраны воедино и объяснены все 135 спелеонимов – это монография В. Андрейчука «Пещера Золушка» 2007.
По принятой в международной практике традиции именно название «Золушка» стало официальным именем пещеры, т.к. дано первооткрывателями. В списке пещер мира, научных трудах на любых языках пещера так и называется – «Золушка», или «Zolushka» в латинской транскрипции. Этот же принцип распространяется и на все названия частей пещеры, которые первоначально получили русские названия, и именно так они и цитируется в научной литературе мира в латинской транскрипции (пример – район пещеры «Веселый» пишется как «Wesoly» cave district). В Украине изредка в СМИ применяется украинский эквивалент этого названия – «Попелюшка», а в молдавских изданиях встречался и молдавский эквивалент – «Cenusareasa».
В 1991 г, постановлением Правительства РМ № 664 от 28.11.1991 г. «О взятии под государственную охрану карстовой пещеры расположенной в окрестностях села Крива Бричанского района», была попытка переименовать в пещеру «Emil Racovita», румынского биоспелеолога Эмиля Раковицэ. Необходимо подчеркнуть этот факт, чтобы внести ясность с названием пещеры. Переименование пещеры в 1991 году ничем не было оправдано. Вот цитата из постановления Правительства РМ №664: «9. Принять предложение Бричанского райисполкома и примэрии села Крива, о присвоении карстовой пещере, расположенной в окрестностях села Крива имени основателя биоспелеологии, выдающегося ученого с мировым именем Эмиля Раковицэ.» С трудом верится, что, во-первых, осенью 1991 года, в самый разгар развала СССР, местных властей заботило то, как пещера называется, а во-вторых, что те же власти знали о существовании самого Эмиля Раковицэ (1868 – 1947 гг.).
Все это вызывает путаницу в общественной среде, тем более что в Румынии есть пещера «Racovita», названная в честь того же Эмиля Раковицэ еще в 1970 году.
С 1984 года к исследованию, картированию пещеры подключается Кишиневский Cпелеоклуб «АБИС».

Вход в «Золушку», 1986 год.

Ж/д станция Мамалыга, 1986 год.
В 1989 году стала во весь рост проблема с отвалом глины. После разворота в 1985 году фронта Кривского гипсового карьера на 90 градусов, существовавший в стене верхнего добычного уступа вход в пещеру попал в зону отвалов вскрышных пород и наращивался квадратными железобетонными кольцами. В конечном итоге вход представляет собой 32-метровый колодец из 6 секций по 5,2 метра каждая с межсекционными «поэтажными» перекрытиями и соединяющими их через люки лестничными пролетами.
В 90-х годах ХХ века, в связи с общим упадком, активность спелеологов клубов «Троглодит» и «АБИС» резко снизилась. Выезды в пещеру стали случайными и не носили плановый характер.
Нижнее фундаментное кольцо было посажено частично на скальное гипсовое основание, а большей частью на насыпной грунт. Со временем водонасыщенный грунт дал осадку и нижние кольца деформировались. В начале сентября 1999 г. через разрушенную стену нижнего кольца в колодец выдавилась пластичная глинистая масса и 3-метровым слоем затампонировала вход. Сверху за счет постоянного дренажа накопился 2-метровый слой воды, а в колодце началось накопление диоксида углерода, принявшее опасные размеры.
А 3 октября 1999 года во входном колодце произошла трагедия – двое жителей села Тарасовцы, Новоселицкого района Черновицкой области Николай Рощука, 1978 г. рождения и Алексей Пасат, 1978 г.р., погибли во входном колодце в пещеру. Причина — действие высокой концентрации диоксида углерода. Читайте так-же статью Трагедия 1999 года.
После этого руководству АО «Крива-Кнауф», эксплуатирующему карьер, было дано указание закрыть вход. Вход в шахту был замурован бетонными плитами. В 2002 году участок земли площадью 8,8 га рекультивировали и вместе с шахтой передали по акту мэрии села Крива.
Второе открытие пещеры.
В 2004 года в молдавской прессе стала активно муссироваться тема о якобы аварийном состоянии пещеры.
Газетная шумиха была начата пресс-конференцией, проведенная 5 мая 2004 г. «Экологическим движением Молдовы». Материалы пресс-конференции, мягко говоря, удивляют. Журналистам выдаются данные не соответствующие истине о самой пещере, о том, что пещера находится в «аварийном» состоянии, о том, что карьер разрушает ее. Приведу несколько фраз председателя движения А. Реницэ:
«Пещера «Emil Racovita» в селе Крива Бричанского района, занимающая третье место в мире по протяженности — может разрушиться».
«Группа специалистов пыталась проникнуть в пещеру, чтобы выяснить ее состояние, однако это не удалось. Пещера заполнена водой».
«От взрывных работ происходят провалы, что небезопасно для жителей Кривы».
(Источник: FORUM.MD, сообщение от 5 мая 2004 г.)
По этим цитатам ясно видно, что активисты «Экологического движения Молдовы» мало что понимают в геологии и карстоведении, и все эти ужастики были рассчитаны только на создание негативного, к концерну «KNAUF», общественного мнения.
В июле 2004 после визита в пещеру президента Владимира Воронина (Источник: Сообщение для прессы от 2 июня 2004 г.) было принято решение приостановить деятельность совместного молдо-германского предприятия «KNAUF». Тогда же, была создана правительственная комиссия, которая должна была определить в каком состоянии находится пещера и каков вред взрывов для пещеры и для села Крива.
Дальше – больше.
Газета №31(267) от 10 августа 2005 года. В статье «Вперед – в подземелье!» Наталья Чебан информирует читателей, что «в одной из самых больших в мире пещер – «Emil Racovita» – сегодня добывают гипс». А в рубрике «Мнение специалиста», гид Музея Этнографии и Истории Андрей Федоров авторитетно заявляет: «Насколько мне известно, этот природный памятник эксплуатируется компанией «KNAUF», территория вокруг пещеры огорожена, подземные залы затоплены.»
Апогеем некомпетентности стала статья в газете «Moldova Suverana» № 130 от 17 августа 2005 г. Василия Одоляну:
«Сквозь лабиринты этой карстовой системы текли и еще текут источники Карпатских гор, которые питают реки Прут и Днестр. Следовательно, она не только туристический объект, но и стратегический пункт для Молдовы. В случаях засухи, она могла бы служить водным складом для этих двух рек».
«15 гротов пещеры были разрушены взрывами, а вход был затоплен».
«Может именно поэтому украинские спелеологи, которые забрали ее у нас перед 1990 и зарегистрировали ее в международном каталоге с названием «Золушка», считая, что пещера принадлежит им».
Все эти нелепости очень хорошо, по пунктам, расписал Глеб Рябухин на информационном портале FORUM.MD, сообщение от 5 мая 2004 г.
Шумиха поднялась по-крупному, экологические и спелеопроблемы не волновали никого – это был только повод для передела сфер влияния крупного бизнеса. И это был как раз тот случай, когда большая политика помогла спелеологии.
Весной 2005 года нас пригласил для прояснения ситуации с пещерой Демченко Иван Иванович, президент концерна «INMACON». На встречу от клуба пошли Глеб Рябухин и Игорь Телешман. Иван Иванович, как весьма грамотный геолог с огромным стажем, сразу понял, что паника по поводу пещеры ничем не обоснована, кроме некомпетентности паникующих. И порекомендовал клуб руководству «KNAUF». В Бельцах нас курировал начальник службы экономической безопасности концерна «KNAUF» Андрей Васильевич Пастернак. В начале у него были к спелеоклубу «Abis» свои, корпоративные интересы, клуб ему нужен был как эксперт по состоянию пещеры. Но со временем его позиция поменялась, и особо следует отметить, что в том, что сегодня пещера доступна спелеологам, что там есть небольшой стационар, огромная заслуга Андрея Васильевича. Этот стационар, оборудованный спальными местами, кухней, электричеством и отоплением, играет значительную роль в изучении пещеры, т.к. теперь нам не приходится разбивать временные лагеря и позволяет посещать пещеру в любое время года.
Концерн «KNAUF» провел работы по очистке входного колодца от глиняной пробки. К колодцу была протянута ЛЭП, и в течение 2-х месяцев (май – июнь 2005 г), насосами очистили колодец глубиной 32 метра, обустроили устье входного колодца, отремонтировали лестницы. Все эти работы были организованы силами Кривского карьера под руководством директора карьера Петрик Владимира Ивановича, санкционировал работы Генеральный директор концерна «KNAUF» Бузикевич Казимир Владимирович. Далее, «KNAUF» заказал и оплатил Академии наук РМ анализ сейсмики от взрывов вокруг и в самой пещере. Правда, в самой пещере датчики не устанавливали. Их ставили в более легкодоступных гротах в северном борту карьера. Сделали три опытных взрыва разной мощности. На поверхности результат менее 1 балла, а в гротах при самом сильном взрыве (более 3600 кг.) 2 балла. В финальном отчете отмечено, что это ниже допустимого нижнего предела, который определен в 4 балла.
После этого руководство обратилось к спелеоклубу «Abis» с просьбой спуститься в пещеру и провести независимую оценку состояния пещеры, что и было сделано 31 июля 2005 года. От клуба поехали 4 человека: Игорь Телешман, Игорь Попакондря, Дмитрий Лисов и Валерий Савва. Как и ожидалось, не было отмечено следов обрушения и затопления. А 17 сентября того же года мы смогли пригласить на второе открытие пещеры украинских коллег, первооткрывателей пещеры, спелеоклуб «Троглодит».
Но и это еще не все. Золушка находится в верхних слоях гипса и находится над мощным водяным пластом, воды которого продолжают поступать в пещеру (и карьер). Поэтому для сохранения ее в безводном состоянии необходимо постоянно откачивать поступающую воду. Это серьезная техническая проблема, в среднем, ежесуточно из карьера (и пещеры) откачивается до 8 тыс. куб. м воды и расходы на это составляют в среднем 19,5 тыс. долларов в месяц. В настоящее время воду откачивает «KNAUF». Однако по планам фирмы выработка карьера завершится в ближайшие 25 лет и расходы эти лягут на плечи государства. А это значит, что скорее всего мы ее третий раз потеряем.
Итого. Ни Министерство экологии РМ, ни все многочисленные ура-патриоты от «экологии» не сделали для пещеры ровным счетом ничего.
И только немецкий «KNAUF», которого «экологи» обвиняли в безответственности, открыл пещеру во второй раз, сделав её доступной для спелеологов всего мира. Это не просто слова. С 2005 года в пещере побывали спелеологи из 24 стран мира.
Автор: Игорь Телешман.
